Эта загадочная культура Китая!

До сих пор Китай  является мировым лидером по производству во всем мире, и он, очевидно, не собирается сдавать свои позиции. Трудолюбие его народа обусловлено его историей и особенностью древней культуры китайцев, которая до сих пор будоражит умы историков, культурологов и философов.

 

Памятники истории культуры Китая изумляют своим величием и практичностью, многими из них мы пользуемся до сих пор.

Философия древних китайцев

Фото: Культура Китая
Культура Китая
Возможно, именно развитие конфуцианства и даосизма в Древнем Китае оставило свой отпечаток на целом народе и даже распространилось на другие части земли. И это не удивительно – конфуцианство, например, включало в себя не только философское учение, но и целый пласт общественно-культурного значения, такие как этика, политика, образ жизни, религия. Конфуцианство регулировало отношение между людьми, предлагая нормы общения и поведения как между равными по социальному уровню, так и между низшими и высшими сословиями, которые строились на гармонии и уважении.

Даосизм же обращался к природе, ее изменчивости и силе, а также изучал землю и природу, их влияние на человека. Подобные наблюдения привели к таким открытиям как компас, порох, гороскопы и календарь. В даосизме существует борьба двух противоположностей: «инь» — отрицательное, женское начало, и «ян» — положительное, мужское начало. Они не могут существовать друг без друга и пронизывают буквально все сущее на земле.

Буддизм же в древней культуре Китая появился гораздо позже, чем конфуцианство и даосизм. Хотя он и не получил широкого распространения, в Китае сохранились буддийские храмы, а кое-где еще живут монахи, исповедующие это учение. Они живут в довольно скромных условиях, питаясь, простой пищей, и проводя большую часть дня в медитациях.

к содержанию ↑

Письменность и каллиграфия в культуре

Фото: Письменность Китая
Письменность Китая
На древнюю культуру китайцев также оказала сильное влияние письменность. Ведь это не просто иероглифы, а целая философия, давшая жизнь каллиграфии, которая заключалась в красивом написании иероглифов кистью на шелке или бумаге. Многие мастера годами практиковали свое умение в этом искусстве и взращивали учеников.

Древние китайцы писали сверху вниз, и столбики шли справа налево. Каждый иероглиф означал какой-то корень, и при добавлении другого иероглифа образовывалось новое слово. Письменностью древняя Поднебесная оказала существенное влияние на письменность Вьетнама и Японии, в современном языке которой встречается множество иероглифов, заимствованных из китайского языка.

к содержанию ↑

Торговля и открытия

Казалось, Китай всегда был развитым государством. С изобретением компаса Поднебесная стала великой торговой державой, в которой развивалось кораблестроение. Благодаря своим торговым судам, он активно вел торговлю с другими континентами и странами, торгуя шелком и другими своими изобретениями. Именно благодаря шелку, был назван Великий шелковый путь, соединяющий Китай и Европу, по которому происходило поступление китайских товаров в средиземноморские страны и наоборот.

По Великому шелковому пути из Китая в Европу попадали бумага, порох, рис, шелк, а из Европы доставлялись лошади, золото и серебро, фрукты и военное снаряжение. С развитием торговых путей происходил культурный обмен и обмен технологиями, что привнесло новые черты в европейскую и азиатскую культуры.

к содержанию ↑

Военное дело и литература

Фото: Памятник культуры
Памятник культуры
Чтобы удержать свои позиции на мировой арене, сохранить свои земли и захватить чужие, древние китайцы много времени проводили в войнах. При этом они использовали свои открытия, такие как компас и порох, которые значительно упрощали путь в походах и служили толчком для изобретения нового оружия. Китай также, одним из первых стал использовать конницу, что, безусловно, давало преимущество перед китайской пехотой в скорости.

Знаменитый трактат стратега Сунь Цзы «Искусство войны» до сих пор используется в качестве военного пособия в некоторых странах мира. Он был написан в IV-V веке до н.э., и является, по сути, «философией войны». Основные идеи «Искусства войны»:

  • все войны должны заменяться дипломатией, чтобы склонить противника сдаться без боя;
  • война – очень дорогостоящее мероприятие, которого лучше избегать;
  • война негуманна по отношению к человеку;
  • если войны не удалось избежать, она должна быть эффективной и быстрой.

Трактат состоит из 13 глав, в которых описывается стратегия ведения боя на своей территории, шпионажа и пр.

к содержанию ↑

Архитектура и современность

Фото: Архитектура Китая
Архитектура Китая
Некоторые архитектурные сооружения, в память культуры Китая, сохранились и по наше время, хотя дома тогда строили исключительно из дерева. Дома возводились из блоков в довольно короткий период времени. Хотя деревянные дома могли выстоять при землетрясении, они отличались пожароопасностью и часто сгорали при ударах молнии. Китайская архитектура до сих пор узнаваема во всем мире благодаря круглым и квадратным формам строения, символизирующим небо и землю соответственно. При этом часто здания украшались фигурами дракона, который является хранителем Китая и символом мудрости.

Отдельно хотелось бы выделить Великую Китайскую стену, являющуюся одним из семи новых Чудес света. Она была построена в III веке до н.э. и служила защитой от набегов кочевников и замечательным форпостом. Китайцам удалось возвести огромное сооружение высотой до десяти метров и протяженностью около девяти тысяч километров. Ширина стены такова, что по ней могут рядом проехать четыре всадника. Великая Китайская стена даже видна из космоса и стала величайшим памятником архитектуры, которым гордится культура Китая.

В современном Китае архитектура стремится к новым формам, которые по-прежнему сохраняют традиционное величие. Тем не менее, старинные здания в Китае пользуются большим уважением и привлекают огромное количество туристов со всего мира.

к содержанию ↑

Литература и цензура

Фото: Литература Китая
Литература Китая

В литературе Древнего Китая вследствие влияния конфуцианства преобладали произведения философской направленности. При этом поэзия считалась низким стилем. К древнейшим памятникам китайской литературы относится Цзягувэнь – гадательные надписи на черепашьем панцире. Они датируются XIV—XI веками до н.э., и являются древнейшим образцом китайской письменности.

Еще одним ярчайшим представителем древнекитайской литературы является «Книга перемен», в основе которой лежит идея изменчивости. Это пример гадательной литературы, которая распространена и в наши дни. Гадание на этой книге помогает вернуть человеку ориентиры и принять важное решение.

Китайская поэзия не принималась конфуцианством, и эти произведения запрещались. Лишь позже поэзия приобрела популярность и стала использовать поэтические стили, которые отличались от разговорного языка. Зачастую в поэзии встречались образы животных, небесных тел, одежды, природы, которые соответствовали различным периодам жизни человека, его отношениям к правителю, семье.

Также в древней культуре Китая были распространены исторические и историко-географические произведения, описывающие внутреннюю и внешнюю политику, жизнь монархов, события и природные явления страны. Китайцы дорожили своей культурой и историей, заботились о том, чтобы эти ценные знания передавались из поколения в поколение.

к содержанию ↑

Театр в истории культуры Китая

Еще одним видом искусства древнего Китая выступает драма, которая во времена конфуцианства считалась низким жанром. Тем не менее, драма пользовалась большой популярностью, являясь одним из немногих развлечений древних китайцев. В так называемых «смешанных представлениях» актеры показывали три сцены на бытовую или историческую тему. Обычно главными персонажами в таких драмах выступали обычные граждане, чиновники и монархи.

В Средневековье получила широкое распространение юаньская драма. Она состояла из 4-5 актов, в которых актер, мужчина или женщина, исполняли песню одной тональности и в одной рифме, а остальные актеры вели диалоги или читали поэзию. Юаньская драма довольно быстро распространилась по всей стране и приобрела региональные черты, одной из которой стала пекинская опера.

Пекинская опера – это красочное представление, популярное в наши дни, и не только среди китайцев, но и среди туристов. Она сочетает в себе искусство вокала, танца, пантомимы, музыки и акробатики. Здесь персонажи делятся на четыре группы, а цвета мужского грима имеют определенный смысл, означающий характер персонажа, его моральные качества и чувства.

До наших дней сохранился и знаменитый театр теней, который зародился около 2000 лет назад в Азии. Попав в Китай, он сразу стал популярным среди жителей и до сих пор является ярким представителем традиционной культуры китайцев.

к содержанию ↑

Живопись и символизм

Фото: Живопись Китая
Живопись Китая

Китайская живопись зародилась еще во времена неолита и продолжает развиваться. Отличительной чертой данного вида искусства является не реализм изображения, а символизм и чувственное восприятие. Художники изображали не только пейзажи, портреты людей, животных, но и выводили каллиграфические шедевры, замаскированные в цветах или других образах.

Художники не только писали картины, но и расписывали стены и ширмы в домах и дворцах. Уже позже в живописи стали использоваться яркие краски, которыми изображали исторические сцены либо портреты императоров. В целом, если рассматривать живопись, то Китай культура изобразительного искусства отличалась сдержанностью.

Зачастую художники вкладывали в свои работы определенный смысл. Например, на китайских холстах часто можно увидеть бамбук, который на языке символов означает сильный, непреклонный характер. Лотос, например, означает чистоту и т.д.

к содержанию ↑

Музыка и танцы

Фото: Китайский танец
Китайский танец

История китайской музыки насчитывает несколько тысяч лет. Согласно конфуцианству, даосизму и буддизму, музыка помогала человеку постичь мир, слиться с природой и достичь духовного совершенствования. Музыка создавалась в строгом порядке с нотами, которые были выстроены так, чтобы не нарушить гармонию мира. Древние китайцы верили, что музыка связана с космосом, и нарушение порядка и тональности нот может привести к катастрофическим последствиям.

Специфическое звучание китайской музыки объясняется особенностью музыкальных инструментов, у которых только 5 или 13 струн. Самые распространенные из них – струнные и смычково-струнные. Пять струн инструмента обычно символизировали пять стихий. Музыка часто звучала в императорских дворцах и на всех праздниках.

Культура танцев в Китае отличает их своей чувственностью, и они больше похожи на балет. В своих выступлениях танцоры используют яркие одеяния и атрибуты в виде вееров и красочных лент. Китайцы чтят свои традиции, и в наше время подобные танцы можно увидеть на любом празднике в Поднебесной, и они никого не оставят равнодушным.

Китаем можно восхищаться бесконечно. Его история и культура подарили миру незаменимые вещи, глубокую философию, чувственную поэзию и живопись, яркие танцы и гармоничную музыку. И еще ни одно поколение будет восторгаться открытиями этой древней цивилизации.

Хорошие статьи в продолжение:

Похожие статьи

Оставить комментарий